Первый вологодский вокзал

1872 г.

Первый вологодский вокзал 1872 г.

Фотографии объекта

Первый вологодский вокзал 1872 г.

Справочная информация

Здание вокзала обладает значительной исторической ценностью в связи с тем, что стало первым вокзалом новой для города железной дороги – быстрого пути, соединившего Вологду с Москвой и возродившего торговый путь к Архангельску. Участие в открытии вологодской железнодорожной станции принимал видный предприниматель и меценат Российской империи Савва Мамонтов. 24 июня 1870 года возглавляемое им Акционерное общество Московско – Ярославской железной дороги получило концессию на постройку 196 верст узкоколейной линии от Ярославля до Вологды.

В 6 часов утра 20 июня 1872 года из Ярославля в Вологду отправился первый пассажирский поезд, «украшенный флагами, зеленью и цветами и был встречен радостными криками ожидавшей его публики». «В этом поезде прибыли учредители компании и строители железной дороги». Перед его прибытием в зале вокзала епископ Вологодский Палладий отслужил молебен за успешное окончание строительства железной дороги.

Значение вновь построенной линии было огромно. Железная дорога соединила главнейший естественный путь – Волгу с рекой Вологдой, входящей в состав Северо – Двинского бассейна, а также связала город Вологду со всей сетью железных дорог России. Проложенный следом железнодорожный путь из Вологды в Архангельск имел огромное значение для социального и экономического развития северных территорий. Он включил земли Русского Севера в торговый оборот и стал транспортной артерией, связующий весь Север с центром страны.

16 июня 1895 года в «Вологодских губернских ведомостях» сообщалось, что «на станции «Вологда», взамен существующего деревянного пассажирского здания, будет возведен на новом месте (…) каменный вокзал гораздо больших размеров». Новый каменный вокзал был построен уже к 1897 году. А здание прежнего, деревянного, стало использоваться под товарную станцию. Во второй половине XX века оно стало жилым домом, а в настоящее время используется как офисное здание.

Сам вокзал по нынешним меркам выглядит скромно, но выразительно, благодаря двум мощным ризалитам, выступающим по бокам со стороны главного фасада. Парадный вход выполнен в виде галереи, перекрытие которой опирается на фигурные столбики. В прошлом оно было еще декорировано миниатюрным фронтоном.

Здание станции — это деревянный дом, обшитый тесом. Здесь стоит отметить, что первый вологодский вокзал — очень редкое строение, потому что оно имеет два этажа, а в те годы деревянные вокзалы строили чаще всего одноэтажные. Затем с начала XX века их постепенно заменяли на современные здания в стиле «железнодорожного модерна», и большинство деревянных вокзалов, да еще и двухэтажных до наших дней не сохранилось.

Само расположение дома делает его важным градообразующим элементом: он доминирует в городской среде и определяет развитие улиц Чехова и Первомайской, кроме того, является частью ансамбля сооружений Северной железной дороги XIX века.

Месторасположение на карте

Вид

Памятник архитектуры регионального значения

Статус

Объект культурного наследия

Месторасположение

Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чехова, д. 40